Новости

Новый законопроект о государственном регулировании торговой деятельности на маркетплейсах

В Государственную Думу на рассмотрение внесли законопроект № 568223-8[1] о регулировании торговой деятельности на маркетплейсах («Законопроект»). Согласно законопроекту, новые правила обеспечат соблюдение прав и законных интересов продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов («ПВЗ») и агрегаторов информации о товарах («Маркетплейс» или «Торговая площадка»). Целью данного законопроекта является общее регулирование для всех маркетплейсов.

В частности, определяются требования к договорам, которые должны содержать в себе порядок реализации товара, порядок определения и изменения цены, осуществление взаиморасчетов между сторонами, а также ответственность сторон и порядок урегулирования споров. В частности, в договоре, заключаемым между торговой площадкой и владельцем ПВЗ среди прочего должны быть прописаны требования к инфраструктуре такого пункта выдачи заказов.

Также, согласно законопроекту, при заключении договора об оказании услуг торговая площадка будет обязана провести процедуру подтверждения профиля продавца и идентифицировать владельца ПВЗ путем запроса документов, удостоверяющие личность и (или) подтверждающие госрегистрацию юрлица либо статус индивидуального предпринимателя, самозанятого и др.

На интернет-странице торговой площадки не допускается размещение информации о товарах, свободная реализация которых запрещена или подлежит обязательной маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Торговая площадка обязана в том числе обеспечить проверку возраста покупателя при попытке обращения к карточке товара, продажа которого ограничена по возрасту, согласно действующему российскому законодательству. Также торговым площадкам запретят требовать и получать от покупателя компенсационные и иные платежи в связи с возвратом товара.

Особые правила вводятся для маркетплейсов, занимающие значимое положение на рынке, доля сделок которых, совершаемые между продавцами и покупателями, в стоимостном выражении превышает 20% от общего объема сделок, совершенных на маркетплейсах в России за предшествующий календарный год. Таким маркетплейсам, занимающие значимое положение на рынке, запрещается изменять условия договора услуг, ухудшающие положение продавцов и владельцев ПВЗ, без предварительного уведомления (не менее чем за 30 дней). Кроме того, таким маркетплейсам запрещается создавать условия для реализации товаров на иных торговых площадках в сети «Интернет».

В случае принятия данного федерального закона, он вступит в силу 1 марта 2025 года. Надзор за соблюдением правил и требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, будет осуществлять ФАС РФ.

[1] Законопроект № 568223-8 О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»