Ряд законодательных актов принёс масштабные изменения в трансфертное ценообразование (далее – ТЦО), которые вступят в силу с 1 января 2024 г. Наиболее важные изменения вносит проект № 448566-8 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Законопроект), который был одобрен Госдумой во втором чтении 17 ноября 2023 г.
Расширение круга взаимозависимых лиц
Критерии для юридических и физических лиц:
В перечень взаимозависимых лиц добавлены:
Также контролируемыми сделками признаются сделки с контрагентами из стран, включенных в Перечень Минфина при превышении стоимостного порога 120 млн рублей. Исключение сделано для сделок:
Механизм вторичной корректировки
Если по итогам проверки цены контролируемой сделки будут признаны нерыночными, суммы корректировок будут признаны дивидендами, полученными от источника в РФ, с которых будет удержан соответствующий налог.
Налог у источника не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ не позднее даты уплаты соответствующего налога. Налог у источника также не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ и процентный доход за пользование денежными средствами позже даты уплаты соответствующего налога.
Расчёт интервала рыночных цен
Исключение пункта 6 статьи 105.9 НК РФ, и как следствие использование опубликованных данных для минимального и максимального порога для определения уровня цен. Уровень цен определяется в связи с положениями статьи 105.9.
Медианное значение интервала рыночных цен
Вводится понятие медианного значения рыночных цен для корректировок по контролируемым сделкам. При осуществлении самостоятельной корректировки налогоплательщик может выбрать любое значение в пределах рыночных цен.
Соглашения о ценообразовании для целей налогообложения
Для крупных налогоплательщиков предусмотрены соглашения о ценообразовании сроком на 5 лет для сделок из следующих товарных групп:
Требований к раскрытию информации
Уведомление о контролируемых сделаках:
ТЦО:
Отказ иностранного контрагента предоставлять информацию не является достаточным аргументом для налоговых органов!
Увеличение штрафных санкций
100.000 рублей – за непредоставление уведомления о контролируемых сделках.
1.000.000 рублей – за непредоставление следующей документации по международной группе компаний:
500.000 рублей – за непредоставление в срок уведомления об участии в международной группе компаний и/или документации по сделке (группе однородных сделок).
За неуплату налога в результате применение нерыночных цен:
Данные изменения необходимо учесть при подготовке ТЦО документации за 2024 год.
Расширение круга взаимозависимых лиц
Критерии для юридических и физических лиц:
- доля участия прямо или косвенно боле 25%;
- полномочия по назначению единого исполнительного органа или не менее 50% коллегиального исполнительного органа.
В перечень взаимозависимых лиц добавлены:
- контролирующие лица и их контролируемые иностранные компании, а также контролируемые компании одних и тех же контролируемых лиц (то есть, дочки, внучки и т.д.);
- контролируемыми сделки с иностранными структурами без образования юридического лица, зарегистрированными в оффшорной юрисдикции или, если один из участников такой структуры зарегистрирован в оффшорной юрисдикции.
Также контролируемыми сделками признаются сделки с контрагентами из стран, включенных в Перечень Минфина при превышении стоимостного порога 120 млн рублей. Исключение сделано для сделок:
- с иностранными экспортно-кредитными агентствами и иностранными организациями, осуществляющими банковскую деятельность из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН, при выполнении условий:
- обязательства возникли до 8 августа 2023 г. и
- подтвержден факт отсутствия взаимозависимости российской организации-должника и иностранной организации-кредитора;
- с контрагентами из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН при условии, что договоры по таким сделкам заключены до 1 марта 2022 г. и порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в таких сделках, не изменялся после 1 марта 2022 г., и такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии с действовавшими по состоянию на 1 марта 2022 г. положениями пункта 1 и пункта 3 статьи 105.14 НК РФ;
- на основании которых возникли долговые обязательства из подпункта 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ.
Механизм вторичной корректировки
Если по итогам проверки цены контролируемой сделки будут признаны нерыночными, суммы корректировок будут признаны дивидендами, полученными от источника в РФ, с которых будет удержан соответствующий налог.
Налог у источника не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ не позднее даты уплаты соответствующего налога. Налог у источника также не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ и процентный доход за пользование денежными средствами позже даты уплаты соответствующего налога.
Расчёт интервала рыночных цен
Исключение пункта 6 статьи 105.9 НК РФ, и как следствие использование опубликованных данных для минимального и максимального порога для определения уровня цен. Уровень цен определяется в связи с положениями статьи 105.9.
Медианное значение интервала рыночных цен
Вводится понятие медианного значения рыночных цен для корректировок по контролируемым сделкам. При осуществлении самостоятельной корректировки налогоплательщик может выбрать любое значение в пределах рыночных цен.
Соглашения о ценообразовании для целей налогообложения
Для крупных налогоплательщиков предусмотрены соглашения о ценообразовании сроком на 5 лет для сделок из следующих товарных групп:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Требований к раскрытию информации
Уведомление о контролируемых сделаках:
- раскрытие условий сделок;
- обязательное раскрытие методик и источников информации;
- для взаимозависимых лиц – раскрытие цепочки создания стоимости по сделкам внешней торговли по группам товаров из ст. 105.14 НК РФ (указано выше).
ТЦО:
- раскрытие условий сделок;
- финансовая отчётность иностранных контрагентов;
- данные о доходах и расходах, сумме прибылей (убытков), численности персонала, стоимости внеоборотных активов иностранного контрагента.
Отказ иностранного контрагента предоставлять информацию не является достаточным аргументом для налоговых органов!
Увеличение штрафных санкций
100.000 рублей – за непредоставление уведомления о контролируемых сделках.
1.000.000 рублей – за непредоставление следующей документации по международной группе компаний:
- страновой отчет;
- национальная документация;
- глобальная документация;
- бухотчетность каждого участника группы.
500.000 рублей – за непредоставление в срок уведомления об участии в международной группе компаний и/или документации по сделке (группе однородных сделок).
За неуплату налога в результате применение нерыночных цен:
- по внешнеторговым сделкам – 100% от суммы неуплаченного налога на доходы иностранного контрагента (равно величине корректировке по ТЦО), но не менее 500.000 рублей;
- в отношении российских сделок – 40% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30.000 рублей.
Данные изменения необходимо учесть при подготовке ТЦО документации за 2024 год.