Новости

Изменения в трансфертном ценообразовании с 1 января 2024 г.

Ряд законодательных актов принёс масштабные изменения в трансфертное ценообразование (далее – ТЦО), которые вступят в силу с 1 января 2024 г. Наиболее важные изменения вносит проект № 448566-8 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Законопроект), который был одобрен Госдумой во втором чтении 17 ноября 2023 г.


Расширение круга взаимозависимых лиц
Критерии для юридических и физических лиц:
  • доля участия прямо или косвенно боле 25%;
  • полномочия по назначению единого исполнительного органа или не менее 50% коллегиального исполнительного органа.

В перечень взаимозависимых лиц добавлены:
  • контролирующие лица и их контролируемые иностранные компании, а также контролируемые компании одних и тех же контролируемых лиц (то есть, дочки, внучки и т.д.);
  • контролируемыми сделки с иностранными структурами без образования юридического лица, зарегистрированными в оффшорной юрисдикции или, если один из участников такой структуры зарегистрирован в оффшорной юрисдикции.

Также контролируемыми сделками признаются сделки с контрагентами из стран, включенных в Перечень Минфина при превышении стоимостного порога 120 млн рублей. Исключение сделано для сделок:
  • с иностранными экспортно-кредитными агентствами и иностранными организациями, осуществляющими банковскую деятельность из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН, при выполнении условий:
  1. обязательства возникли до 8 августа 2023 г. и
  2. подтвержден факт отсутствия взаимозависимости российской организации-должника и иностранной организации-кредитора;
  • с контрагентами из юрисдикций, с которыми приостановлено действие СОИДН при условии, что договоры по таким сделкам заключены до 1 марта 2022 г. и порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в таких сделках, не изменялся после 1 марта 2022 г., и такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии с действовавшими по состоянию на 1 марта 2022 г. положениями пункта 1 и пункта 3 статьи 105.14 НК РФ;
  • на основании которых возникли долговые обязательства из подпункта 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ.


Механизм вторичной корректировки
Если по итогам проверки цены контролируемой сделки будут признаны нерыночными, суммы корректировок будут признаны дивидендами, полученными от источника в РФ, с которых будет удержан соответствующий налог.

Налог у источника не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ не позднее даты уплаты соответствующего налога. Налог у источника также не будет удержан, если иностранное лицо вернёт сумму корректировки на счета налогоплательщика в РФ и процентный доход за пользование денежными средствами позже даты уплаты соответствующего налога.


Расчёт интервала рыночных цен
Исключение пункта 6 статьи 105.9 НК РФ, и как следствие использование опубликованных данных для минимального и максимального порога для определения уровня цен. Уровень цен определяется в связи с положениями статьи 105.9.


Медианное значение интервала рыночных цен
Вводится понятие медианного значения рыночных цен для корректировок по контролируемым сделкам. При осуществлении самостоятельной корректировки налогоплательщик может выбрать любое значение в пределах рыночных цен.


Соглашения о ценообразовании для целей налогообложения
Для крупных налогоплательщиков предусмотрены соглашения о ценообразовании сроком на 5 лет для сделок из следующих товарных групп:
  1. нефть и товары, выработанные из нефти;
  2. черные металлы;
  3. цветные металлы;
  4. минеральные удобрения;
  5. драгоценные металлы и драгоценные камни.


Требований к раскрытию информации
Уведомление о контролируемых сделаках:
  • раскрытие условий сделок;
  • обязательное раскрытие методик и источников информации;
  • для взаимозависимых лиц – раскрытие цепочки создания стоимости по сделкам внешней торговли по группам товаров из ст. 105.14 НК РФ (указано выше).

ТЦО:
  • раскрытие условий сделок;
  • финансовая отчётность иностранных контрагентов;
  • данные о доходах и расходах, сумме прибылей (убытков), численности персонала, стоимости внеоборотных активов иностранного контрагента.

Отказ иностранного контрагента предоставлять информацию не является достаточным аргументом для налоговых органов!


Увеличение штрафных санкций
100.000 рублей – за непредоставление уведомления о контролируемых сделках.
1.000.000 рублей – за непредоставление следующей документации по международной группе компаний:
  • страновой отчет;
  • национальная документация;
  • глобальная документация;
  • бухотчетность каждого участника группы.

500.000 рублей – за непредоставление в срок уведомления об участии в международной группе компаний и/или документации по сделке (группе однородных сделок).

За неуплату налога в результате применение нерыночных цен:
  • по внешнеторговым сделкам – 100% от суммы неуплаченного налога на доходы иностранного контрагента (равно величине корректировке по ТЦО), но не менее 500.000 рублей;
  • в отношении российских сделок – 40% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30.000 рублей.

Данные изменения необходимо учесть при подготовке ТЦО документации за 2024 год.