Новости

Ограничение иностранных компаний в сфере исследования рынка

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект[1], ограничивающий доли иностранцев в компаниях, которые анализируют потребительский рынок. Поправки послужат регулированию работы исследовательских компаний, анализирующих потребительские рынки.

Под данными о структуре товарного рынка понимается информация об уровне спроса и предложения на товарном рынке в Российской Федерации и об условиях обращения определенного товара на соответствующем товарном рынке, включая информацию о стоимости товаров, объемах производства, импорта (экспорта) и продаж товаров, обобщенные данные о потребителях, производителях и импортерах товаров, условиях реализации товаров и принципах определения их цены, иная информация, необходимая для продвижения определенного товара на рынке.

Однако, к исследованиям структуры рынка потребления не относятся исследования:
  • проводимые в интересах государственных органов и органов местного самоуправления, а также находящихся в их ведении организаций;
  • проводимые с использованием информации, содержащейся в государственных информационных системах;
  • проводимые в собственных интересах организаций;
  • носящие научный, образовательный, публицистический характер;
  • предназначенные для широкой общественности без взимания платы за доступ к их результатам.

Исследовательские компании не должны допускать исполнения решений «недружественных» государств о введении ограничительных мер в отношении РФ и публиковать заведомо недостоверные данные.

Согласно законопроекту, проводить исследования российского товарного рынка смогут компании с выручкой за последний календарный год не менее 30 млн. рублей, и при владении не менее 80% уставного капитала россиянами и российскими юрлицами. В случаях, если доля владения в уставном капитале общества составляет более 20% и принадлежит иностранному лицу, то владение, управление и контроль над данной организацией потребует согласования с Правительственной комиссией.

Исследовательская компания должна соблюдать российское законодательство, в том числе вести обработку и хранение собранных данных на территории Российской Федерации. Кроме того, должен быть реализован реестр, который должен будет вести ФАС. Так же планируется ввести специализированный реестр под надзором Федеральной антимонопольной службы, куда исследовательские компании должны будут направлять свои заявления о включении сведений о себе.

Такая мера предупредит получение информации зарубежными правительствами, которые в последующем смогли бы использовать ее против РФ.


[1] Законопроект № 412669-8 О внесении изменения в главу 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части исследований структуры рынка потребления).