В третьем чтении принят законопроект № 237585-8, закрепляющий порядок и условия по созданию криптовалюты. По мнению законодателя это позволит легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджет налогов.
Законопроект вводит в оборот новые понятия: «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «майнинговой инфраструктуры». Осуществлять майнинг цифровой валюты смогут российские организации и ИП, включенные в реестр Минцифры РФ. Физлица, не являющиеся ИП, смогут заниматься майнингом без включения в реестр, при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает установленных Правительством лимитов энергопотребления. Законопроект содержит и ряд ограничений для ИП на занятие указанной деятельностью. Организации и ИП также будут праве осуществлять деятельность оператора майнинговой инфраструктуры после включения в соответствующий реестр.
Проект запрещает организациям и ИП совмещать майнинг цифровой валюты с деятельностью по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, производству или купле-продаже электроэнергии. Кроме того, устанавливается запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты.
Правительство РФ вправе установить запрет и/или ограничение на совершение сделок с цифровой валютой по согласованию с Банком России в случаях обеспечения финансовой безопасности государства, а также запретить майнинг в отдельных субъектах РФ или на отдельных территориях.
Кроме того, в третьем чтении принят законопроект № 341257-8, позволяющий Банку России с 1 сентября запустить эксперимент по созданию площадки для использования криптовалют при трансграничных расчетах по внешнеторговым договорам. На данный момент такие расчеты запрещены.
Проект предусматривает специальное регулирование, отличающееся от предусмотренного федеральными законами № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима (ЭПР), утверждаемой Банком России. Положения ЭПР могут изменять или исключать действие положений соответствующего федерального закона, в части регулирования отношений, возникающих при обороте цифровой валюты в Российской Федерации, включая ее майнинг.
ЭПР в области валютного законодательства может допускать использование цифровой валюты как валютной ценности и изменять положения, касающиеся:
Законодательство о национальной платежной системе в рамках ЭПР может быть изменено в части определения требований к деятельности оператора электронной платформы по оказанию услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы.
В сфере отношений, возникающих на организованных торгах ЭПР может изменять порядок допуска (прекращения допуска) цифровых валют в качестве товара к организованным торгам, а также требования к организаторам торговли, осуществляющим проведение организованных торгов цифровой валютой.
Законопроект вводит в оборот новые понятия: «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «майнинговой инфраструктуры». Осуществлять майнинг цифровой валюты смогут российские организации и ИП, включенные в реестр Минцифры РФ. Физлица, не являющиеся ИП, смогут заниматься майнингом без включения в реестр, при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает установленных Правительством лимитов энергопотребления. Законопроект содержит и ряд ограничений для ИП на занятие указанной деятельностью. Организации и ИП также будут праве осуществлять деятельность оператора майнинговой инфраструктуры после включения в соответствующий реестр.
Проект запрещает организациям и ИП совмещать майнинг цифровой валюты с деятельностью по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, производству или купле-продаже электроэнергии. Кроме того, устанавливается запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты.
Правительство РФ вправе установить запрет и/или ограничение на совершение сделок с цифровой валютой по согласованию с Банком России в случаях обеспечения финансовой безопасности государства, а также запретить майнинг в отдельных субъектах РФ или на отдельных территориях.
Кроме того, в третьем чтении принят законопроект № 341257-8, позволяющий Банку России с 1 сентября запустить эксперимент по созданию площадки для использования криптовалют при трансграничных расчетах по внешнеторговым договорам. На данный момент такие расчеты запрещены.
Проект предусматривает специальное регулирование, отличающееся от предусмотренного федеральными законами № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима (ЭПР), утверждаемой Банком России. Положения ЭПР могут изменять или исключать действие положений соответствующего федерального закона, в части регулирования отношений, возникающих при обороте цифровой валюты в Российской Федерации, включая ее майнинг.
ЭПР в области валютного законодательства может допускать использование цифровой валюты как валютной ценности и изменять положения, касающиеся:
- осуществления операций с цифровыми валютами, в том числе использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентами и нерезидентами,
- определения прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при проведении ими валютных операций с цифровой валютой, а также органов и агентов валютного контроля.
Законодательство о национальной платежной системе в рамках ЭПР может быть изменено в части определения требований к деятельности оператора электронной платформы по оказанию услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы.
В сфере отношений, возникающих на организованных торгах ЭПР может изменять порядок допуска (прекращения допуска) цифровых валют в качестве товара к организованным торгам, а также требования к организаторам торговли, осуществляющим проведение организованных торгов цифровой валютой.